Считается, что просвещённый человек должен знать древнегреческую мифологию хотя бы в общих чертах. Что, в
Но
Всё, однако, быстро встанет на свои места, если осознать: мифология греков есть не что иное, как официальная трактовка
Собственно, возьмите любой учебник истории родной страны, и вы обнаружите там ровным счётом то же самое. Если, конечно, вы не страдаете патриотизьмом в терминальной стадии… ну а если страдаете — ладно, возьмите тогда учебник истории, писанный в соседней стране, невелика разница.
Я, в принципе, ничего нового не сказал. Попытка осмысления мифов и легенд как идеологической трактовки реальных событий… она в литературе не нова. Вон, ещё старик Шекспир этим вовсю баловался, да и он был далеко не первым. А уж в
Но речь пойдёт не о модных трендах, а о книге, написанной более тридцати лет назад и не очень широко известной. А там, в свою очередь, речь идёт о третьем из древнегреческих героев — правильно, о Тезее. (Первым, и наивеличайшим, был, конечно, Геракл, вторым — истребитель чудовищ Персей.)
А упомянутый Тезей был редкостным мудаком, даже если судить о нём по официальной версии… сиречь мифологии. Я не бог весть какой знаток античных мифов, но даже и то, что могу припомнить с ходу из Плутарха, весьма внушает… внушает отвращение, я имею в виду.
Судите сами. Ариадну, без помощи которой не смог бы одолеть Минотавра (а если бы и одолел — из Лабиринта уж точно не сумел бы выйти), увёз с собой в качестве своей будущей царицы, но по дороге бросил. Из совершенно чудных соображений: слушай, подруга, я всё понимаю, ты от меня беременна, но с твоими постоянными жалобами на тошноту и прочие недомогания… в общем достала ты меня, мне с тобой уже даже
На пути к афинскому трону лично перерезал около полусотни ближайших родственников. Только за то, что они имели, мягко говоря, гораздо более серьёзные шансы и основания занять этот трон. После чего ВНЕЗАПНО сделался мудрым и справедливым законодателем… вам не смешно?
Родного сына проклял и погубил. За то что он якобы домогался собственной матери. В действительности всё обстояло ровно наоборот: похотливая мамаша воспылала к сынульке, а после того, как тот в ужасе отказался — оговорила его перед любящим мужем и отцом. «Справедливый законодатель Афин» даже
Был, заметим, первым из похитителей Елены. Так что может по праву считаться соавтором сценария пресловутой Троянской войны. За что огрёб по полной программе: Афины потом пришлось долго восстанавливать почти с нуля, спартанцы шутить не любили и не умели, зато очень даже умели воевать. Тем более, что дело там отчётливо попахивало педофилией — как изящно сформулировал Плутарх, «сам был стариком, а она ещё не достигла половой зрелости, была ещё ребёнком, а сам он был уже в годах, когда ему не следовало думать и о законном браке»!
А история с попыткой похищения жены Аида, к которой воспылал Пирифой, похотливый приятель Тезея?! Вот так просто — заявились на пáру в гости к самомý Владыке Мёртвых и прямо с порога ему: Персефону Зевсовну хотим! Это ж надо в башке совсем никаких тормозов не иметь, от слова «абсолютно»…
Кончил Тезей Эгеевич вполне закономерно: афинский народ изгнал его к едрене фене по им же самим установленным законам. (Если вы не в курсе, то изгнание считалось у греков гораздо более крутым и позорным наказанием, чем казнь.)
Но я несколько отвлёкся. :) Совершенно не обязательно знать все эти подробности, ибо главный эпизод биографии Тезея — Лабиринт Минотавра — знакóм, воистину, каждому
Не надо кривиться с фамилии Бушкова. Я уже говорил, что книга написана более тридцати лет назад: за последним её абзацем значится подпись «1978-1984». Я ещё вернусь к этому, обещаю. А пока всё же давайте обратимся к названным событиям (возможно, реальным) и их
Официальная версия: критская царица Пасифая, шибко неудовлетворённая мужским родом вообще и своим мужем царём Миносом в частности, развлеклась с быком… вы понимаете, о чём речь. Результатом этой противоестественной страсти оказалось чудовище по имени Минотавр. Ушлый Минос поселил его в Лабиринте, который для этого построил великий искусник Дедал, и сделал символом своего государственного доминирования (Крит в то время был силён, соседи платили ему дань, вот Минос к вящему соседскому унижению и стал требовать
Авторская версия: собственно, всё почти так и имело место быть, за одним только
Изящно, ничего не скажешь. Минос прямо реально восхищает своей изобретательностью. Это ж надо — сумел свой позор рогоносца обернуть практически всеобщим сочувствием: вот не повезло же ж мужику, послали боги
В том случае, когда человек, обладающий качеством большой сволочи, применяет эти качества лишь на ниве государственных дел, обычный эпитет «большая сволочь» уже никак к нему не подходит. Нужно выдумать
что-то новое.
Но даже не этим изяществом реконструкции хороша книжка. Автор сумел ещё и очень грамотно показать, как именно эти царские забавы переплавились в миф — точнее, как из мифа о Пасифае с быком был выкован миф о подвиге Тезея. А это уже не очень очевидно.
Эволюция мифа — штука тонкая, её просто так не подтолкнёшь. А политическая идея — штука ещё более тонкая. Она такая… сегодня хороша и актуальна, завтра уже не очень, а послезавтра может повернуться к своему затейнику совершенно противоположным местом. Применительно к нашей ситуации: через некоторое время байка о Минотавре в Лабиринте перестала быть годной. Согласно автору, произошло это примерно через двадцать лет и сорок три дохлых героя после рождества Минотаврова.
Минотавр в Лабиринте не нужен Пасифае. Ну, с этой всё совсем ясно, ей он был не нужен с самого начала. Это многолетний инструмент её унижения… а она хоть и распутница, но баба деятельная и неглупая. К тому же царица — не имеющая недостатка ни в деньгах, ни в верных людях.
Минотавр в Лабиринте больше не нужен Миносу. Потому что,
Минотавр в Лабиринте не нужен множеству юнцов, привыкших решать проблемы исключительно мечом. Ну в самом деле — а зачем им Минотавр в качестве обитателя Лабиринта? Он им нужен в совершенно ином качестве — как охотничий трофей, способный создать репутацию героя. Конечно, это множество за двадцать лет несколько поубавилось (те сорок три не вернувшихся, небось, не одним только лыком были шиты!), но всё же оно довольно значительно (тем более что репутация тех, не вернувшихся, автоматом приплюсуется к репутации счастливчика).
Наконец, вы не поверите, среди посвящённых в тайну есть такие, которым
Много кому не нужен Минотавр в Лабиринте. Рано или поздно должны были закрутиться колёса интриг… и они закрутились, ох, закрутились! И вот здесь мы подошли к ещё одному достоинству книги: она великолепно показывает, как это кручение колёс везёт телегу политики к практическим результатам. Таящим немалые сюрпризы даже для тех, кто этих самых результатов так сильно жаждал.
Вам доводилось слышать словосочетание «заказчик — организатор — исполнитель»? Это классическая трёхзвенная цепочка, являющаяся наиболее эффективным средством проведения заказных акций. Трудно сказать, кем именно она была впервые придумана (вполне может быть, что и древними греками), но факт, что она очень стара.
И проста. Если вы Большая Шишка, и вам нужна акция, то ни в коем случае не ищите суперкиллера, работающего со стопроцентной гарантией за астрономические гонорары! Вы ж только засветитесь, и ваши уши будут торчать из акции так, что слепой увидит.
Найдите вместо этого мелкого подлого человечка, хорошо разбирающегося во всякой шушере, дайте ему неплохую денежку и пообещайте в случае успеха дать ещё (а самое главное — выполните потом своё обещание!). Из вполне понятного желания оставить как можно больше денежек себе, этот человечек отнюдь не будет швыряться гонорарами. Он просто найдёт среди всякой шушеры
Результат поразит всех и в первую очередь вас. Клиент погибнет
Акция окажется стопроцентно нераскрываемой.
Я описал схему с уклоном в
А книжечку всё ж прочтите, она не только в плане самообразования полезна, но и зело увлекательна. Да и небольшая совсем, не то что олдевские опупеи.
Это, в
Люди, которым я эту книжку рекомендовал, неизменно характеризовали её как злую. Не поспоришь, хотя зла не столько книжка, сколько политика как таковая. А книжка… она даже более зла, чем может показаться на первый взгляд.
Автор наказал главного героя… нет, это не Тезей, я не настолько наспойлерил!.. удачей и баблом. Главному герою понадобилось некоторое время, чтобы понять суть этого наказания. А вот сам автор, похоже, ни хренá в своём же сюжетном ходе не понял.
Потому что несколько позднее, уже в абсолютно реальной жизни, наказал этим же самым самогó себя. Удачей и баблом, да. И сделался из Автора — удачливым и небедным борзописцем, при имени которого нынче кривятся. Успев, правда, написать некоторое количество Настоящих Книжек, и то хорошо.
И это великой жалости достойно. Злая книжка, злая жизнь…