Книги: «Лунная Радуга» (Сергей Павлов)

m/moonrainbow0.jpg m/moonrainbow4.jpg
m/moonrainbow1.jpg m/moonrainbow2.jpg m/moonrainbow3.jpg

Если долго смотреть в бездну — бездна посмотрит в тебя. Эту расхожую фразу знают многие, но немногие почему-то делают из неё практические выводы. Возможно, потому что плохо осознают, что такое бездна, где именно она начинается и насколько ничтожен по сравнению с бездной заглядывающий в неё человек.

Сергей Павлов в конце семидесятых годов прошлого века замахнулся ни много ни мало — на попытку осмысления того, насколько именно глубоко человеку стоит заглядываться в бездну космоса, и чем это для него может быть чревато.

Здесь нужно понимать, что в названное время представления о космических перспективах человечества уже изрядно отличались от того, что было в начале шестидесятых. Но в целом космическое будущее никаких сомнений не вызывало. То есть ни малейших.

А тут Павлов возьми и напиши такое вот предостережение. Дескать, с космической бездной недолго и заиграться до таких гляделок, что мало никому не покажется.

Но лучше обо всём по порядку.

Роман «По чёрному следу», написанный в 1978, без всякого преувеличения можно считать шедевром научной фантастики. Есть у меня такой внутренний критерий — мысленно представить, что книга вышла в свет не тогда, когда она действительно вышла, а только в наши дни. В своём нисколько не изменённом виде. И оценить — а как бы она в таком случае смотрелась? Так вот, «Чёрный след» этот тест проходит с блеском — он и сейчас выглядит великолепно.

Исходная посылка всей книги точно соответствует той самой поговорке про бездну. Вышел человек в Космос и начал там осваиваться. Естественно, на пути набив себе энное количество синю… пардон, синяков и шишек. Поскольку прогресса без жертв не бывает, это всё до поры до времени воспринималось с пониманием, но в определённый момент бездна заглянула в человека по-настоящему.

Несколько космодесантников (по-моему, именно Павлов впервые придумал и употребил этот термин) вернулись с очередной космической катастрофы… как бы это сказать… В общем, говоря близко к тексту, биологическая их сущность перестала напоминать человеческую. От слова «совсем». От чего сами они жутко маются, но старательно прикидываются человеками, к вящему терзанию близких людей, которые не могут не видеть, что дело неладно.

Весь роман «По чёрному следу» — это, собственно, описание деятельности спецслужбы будущего, расследующей ситуацию. Спойлерить не стоит, сказанного уже вполне достаточно — книга великолепна.

А вот с продолжением всё уже далеко не так однозначно.

В 1983 вышел роман «Мягкие зеркала», который вместе с «Чёрным следом» образовал дилогию «Лунная Радуга». И вот там…

Если в первой книге действие происходило на Земле, то во второй оно перенеслось в космос. Павлов задумал показать масштабную картину «космической миссии человечества» — ну и раскрыть тему нечеловеческой природы героев первой книги, естественно.

Не очень получилось, скажем прямо. Масштабность картины обернулась превеликим множеством мелких подробностей, чаще всего неуместно обёрнутых в воспоминания главного героя. А ради объяснения первопричины событий автор нагородил роялей в кустах и богов из машины — выкрутасы с пространством-временем, зарождение новой космической формы жизни, всё такое.

Здесь можно и поспойлерить. Первая часть «Мягких зеркал», где главный герой общается с представителем земной спецслужбы в продолжение темы «Чёрного следа» — действительно интересна. Если, как уже говорилось, выбросить оттуда большинство рефлексий и воспоминаний.

Во второй части по-настоящему интересен лишь рассказ о породившей всю эпопею космической катастрофе с точки зрения одного из выживших её участников. Всё остальное… в лучшем случае занимательно, не более того.

И ещё один… спойлер, не спойлер, но предостережение читателю. «Лунная Радуга» существует во множестве вариантов. Редакторы сокращали текст для журнальных публикаций, автор неоднократно пересобирал версии в поисках оптимума… В общем, нужно на всякий случай быть готовым к мелким сюрпризам. То там одни персонажи вспоминают слова других персонажей, которых те в данной версии не произносили. То всплывают без всяких объяснений загадочные термины, упоминаемые почему-то ровно однажды и непонятно зачем. А то есть там ещё один эпизод, который автор долго не мог решить, в какую из двух книг лучше вставить — так что, в зависимости от того, насколько вам повезёт, вы сможете прочесть его непредсказуемое число раз, от нуля до двух включительно.

Тогда же в 1983 на экраны вышел фильм «Лунная Радуга». Не то чтобы он заслуживал подробного рассказа, но упомянуть о нём следует, просто для порядка. Ибо это эпичнейший пример понятия «просрать по-русски»!

В основе сценария — шикарнейшая литературная основа («По чёрному следу»). Звёздный актёрский состав (Ливанов, Соломин, Гостюхин, Старыгин, Тараторкин, плюс целая куча калибром помельче). Звёздный кинокомпозитор (Артемьев). Бюджет — «Мосфильм» чуть-чуть по миру не пошёл. Результат — ГОВНО!!!

А разгадка проста: председатель Госкомитета по кинематографии Ф. Ермаш выбил всё это для начинающего режиссёра А. Ермаша, по совместительству своего сынульки. Сынулька оказался настолько криворуким бездарем, что ухитрился сотворить эталонную хрень из таких компонентов. (Впоследствии он свою криворукость блестяще подтвердил, сняв в 1987 «Конец Вечности». Сей креатив оказался даже хуже чем говном — его практически никто толком и не заметил. Более про сынульку-режиссёра никто никогда не слышал…)

Так что фильм смотреть совсем даже и не нужно, а вот книгу почитать однозначно стоит. К середине второй части вы уже сами поймёте, нужно ли вам читать до конца.