Книги: «Около музыки» (Нина Дашевская)

o/okolo-muzyki.jpg

Чёрт, чёрт, чёрт. Как же я, оказывается, чертовски соскучился по умной подростковой литературе. Нет, не так.

Я чертовски соскучился по интеллектуальной подростковой литературе. Вот. Тут есть некоторая разница…

Что — словосочетание «интеллектуальная подростковая литература» вызвало у вас усмешку? Зря. Бывает. Очень даже бывает. Только редко, вот я и соскучился.

Знаете, хочется иногда почитать не только о проблемах насущных, пусть даже и реально важных. А о вещах, которые откликаются в тебе радостью открытия. Открытия… ну… вот, чего-то такого, что тебя по-настоящему меняет и выводит на новый уровень осознания. Мира вокруг тебя и тебя в этом мире. Когда перед тобой вдруг распахивается какой-то новый горизонт и ты начинаешь видеть гораздо дальше, чем видел прежде, и понимаешь — чёрт возьми, а жизнь-то ещё интереснее, чем казалось, и ради этого интересного стóит жить! Пусть даже не всем это интересное видно и понятно.

Наткнулся на книги Дашевской (ну как наткнулся — разные сайты подсказали, скачал впрок, а тут просто время выдалось и прочитал скачанное), а это, представьте, оно и есть. Именно такое. И «Скрипка неизвестного мастера», и «Я не тормоз», и «Около музыки». Я их именно в таком порядке прочитал, и раз уж «Около музыки» прочиталось последним, и впечатления от неё самые свежие, то об этой книжке речь и поведу.

Книжка… Сборник рассказов, семь штук. Есть покороче, есть подлиннее. Есть более удачные, есть менее, а как же иначе-то, — что «более», а что «менее», каждый, естественно, решает сам для себя. И во всех рассказах есть Музыка, так или иначе присутствующая в жизни героев.

Кто-то ей занимается, кто-то её недолюбливает… кто-то и то, и другое. Да, так тоже бывает, и нередко. Кто-то вдруг обнаруживает, что у других есть что-то своё — не музыка, но для тех людей не менее важное и значимое, чем музыка для них. У всех, в общем, по-разному. Но всем им в конце концов музыка откроется чем-то новым. Ну… или это новое откроется для них своей собственной музыкой, бывает и так.

Автор знает, о чём рассказывает, ибо профессиональный музыкант с консерваторским образованием. Вполне возможно, что знает по собственному опыту… хотя это и неважно. А как автор об этом говорит… ну, я приведу самую зацепившую меня цитату, такую, что уже ради этой только пары абзацев стоило читать:

— А у меня дедушка пел, мы с ним вместе… И на рояле он играл. И я под роялем этим сидела всё время. Знаешь, там так снизу интересно, двигаются такие штуки деревянные… Знаешь? — я кивнул, а она продолжала: — Шопена играл. Ты умеешь Шопена? — я опять кивнул. — Круто… А ещё Баха он играл, такого… А Баха умеешь? — я кивнул ещё. Чего-то разучился разговаривать, только кивать. — Дедушка любил очень Баха. Полифонию, когда разные голоса переплетаются. Он говорил — чувствуешь, что в твоих руках целый мир… И там несколько героев, и ты управляешь сразу всеми… Не одного героя ведёшь, а целый мир. Такой Толкиен. Понимаешь?

Я неожиданно понял. Именно то, что Валентина из меня столько пыталась выбить: что ты именно ведёшь разные голоса, и ни один нельзя бросить. Целый мир.

Там подобного ещё немало — читайте, и будет вам радость, гарантирую. И другие упомянутые выше книги, кстати, читайте! Они того стоят, честное слово.