Книги: «Рассечение Стоуна» (Абрахам Вергезе)

s/stoun1.jpg s/stoun2.jpg

Вот честное слово, если бы в Палате мер и весов была витрина с табличкой «Эталонный дебютный роман» — в оную витрину следовало бы поместить «Рассечение Стоуна», и это даже не обсуждается.

Автор умеет хорошо рассказывать, и это просто здорово. Автору есть о чём рассказать — изнанка медицины, экстремальная медицина, медицина в банановой республике со всеми вытекающими, бесплатная медицина в стране, где богатым трижды начхать на небогатых — так это ж офигеть как интересно.

И что ж делает автор? Интересно рассказывает обо всём вышеупомянутом? А вот дудки.

Автор за каким-то чёртом пихает в свой рассказ всякую дрянь: религию, мистику, астрологию, фатум, экзотическую жратву, туземный фольклор, рефлексии на тему первых сексуальных переживаний, феминизм, русскую гэбню, русских недоврачей… лень даже вспоминать, чего ещё.

Я уж не говорю о том, что автор за каким-то чёртом обернул повествование в душещипательную историю об отморозке, имевшем страсть трахать всё что движется, и через это сделавшем моральной и физической калекой девчонку, которая была ему как сестра. Мать девчонки (которая в детстве нянчила его как родного) довёл до самоубийства. В общем, зашёл даже дальше своего тоже упоротого папашки, который в буквальном смысле затрахал до смерти монахиню-медсестру. Потому что папашка этим и ограничился, а сынулька ещё и мастерски свалил всю вину на своего ни в чём не повинного брата. И пока лишившийся родины и семьи брат рвал жилы на выживание в чужой стране через полмира, корчил тут из себя газетного героя и благодетеля туземных женщин. В конце, конечно же, все чудесным образом вдруг оказываются белыми и пушистыми — и этот отморозок, и его упоротый папашка…

Я даже молчу про бредовую страсть автора пичкать свой опус цитатами и отсылками к классике — это можно простить, это каждый англоязычный писатель-дебютант почитает за священный долг. Дык, надо ж градус духовности накачать и свою просвещённость засветить, ёлы-палы!

Я могу понять, зачем вся эта лабудень понадобилась автору: в своём дебютном креативе он прямо-таки лучится осознанием того, что пишет Большую Литературу™ и яростно набивает текст творческими — как ему наивно кажется — находками. Ну и, опять же, объём раздуть святое дело, это же денежка будущая в свой родной кармашек.

Я могу понять, почему всю эту лабудень пропустили редакторы в издательстве: получилась книга сильно худшего качества, чем могла бы, но зато — на гораздо более широкую аудиторию. Ну подумаешь, нормального читателя потянет блевать с вышеупомянутой сюжетной линии третьесортного бабского романа. Ну подумаешь, читательниц бабских романов будет в сон клонить от медицинских, исторических и политических подробностей. Ну, будет книжка на троечку. Но зато и те, и другие найдут в книжке для себя хоть что-то любопытное — а если обе эти аудитории книжку купят, то это всяко ж лучше и выгодней, чем книжка на четвёрку или пятёрку, но только для одной из двух аудиторий!

Ну вот, на троечку оно и получилось. Не более и не менее. Это всё понятно. Непонятно только, чего читатели-троечники с этого креатива так восторженно пищат…