Книги: «Секретный фарватер» (Леонид Платов)

f/farvater1.jpg f/farvater2.jpg
31 января 2017 (05:50:38)

Сколько лет снимают фильмы по книгам, столько же лет возникает извечный теперь вопрос: а что же лучше получилось, книга или фильм?! И вот ведь странно: можно сколько угодно говорить, что литературный язык и язык кинообразов суть совершенно разные языки, что образы мышления у разных писателей разнятся и в разной степени подходят для кинопереложений, что (добавить по вкусу)… И не только говорить, а прекрасно это понимать. А всё равно — посмотрев какую-нибудь экранизацию, уверенно после этого заявлять, что «книга лучше» или «фильм лучше».

Нет, безусловно, существуют экранизации, которые великолепны наравне с книжными первоисточниками. Про них и не скажешь, что чего-то там лучше или хуже — и то и другое хорошо по-своему, и хорошо весьма. Но… редко такое бывает, крайне редко.

Один из таких примеров — «Секретный фарватер», роман 1963 года за авторством Леонида Платова. Поскольку книга всё же первичнее телефильма 1986 года, будем в первую очередь говорить о книге. А тут есть о чём сказать.

Старая, старая — более чем полувековой давности — военно-полуфантастическая эпопея. Написанная в эстетике и канонах советской приключенческой литературы. С тех пор даже традиции русского литературного языка успели заметно поменяться: например, давно уже никто не пишет по-русски распространённое немецкое имя как «Гергард», сейчас в ходу написание «Герхард»… А при всём при том — неимоверно актуальная книга!

Ибо — речь идёт о войне и экономике. А эти две темы не то что продолжают оставаться актуальными, они вообще почти вечны. Войну делают деньги и война делает деньги — если для кого-то это новость, ему не «Секретный фарватер», а букварь читать.

В общем-то, Платов нафантазировал очень мало. Основная идея книги — у Гитлера на базе армии и флота были организационные структуры, замыкавшиеся на него лично и служившие для обеспечения особо тонких экономических и дипломатических вопросов функционирования «Третьего Рейха». Так они и были, вне всякого сомнения, без этого ни один хоть сколько-нибудь серьёзный диктатор просто не может. Вот какими именно они были — этого мы, скорее всего, никогда уже не узнаем, так что версия Платова ничуть не хуже любой другой. Она реалистична и вполне правдоподобна. Могло быть именно так, почему нет?

Деньги, которые делает война, обращают в ничто любые политические и союзнические заявления государств. Здесь Платов вообще ничего не нафантазировал, сие объективный факт. Дружба дружбой, а денежки врозь… тем более, что заявления делают государства, а торгуют-то бизнесмены. Да чего далеко ходить за примером — возьмите и почитайте воспоминания партизан Второй мировой. Там сплошь и рядом упоминается, как немецкие солдаты в занятых российских деревнях выменивали русскую жратву и тёплые вещи на германское оружие и боеприпасы — это у партизан-то! А до чего додумался солдатик, нешто же бизнесмен не додумается? Про нынешние реалии российской армии и оборонной промышленности вообще помолчим.

Что судьбы фюреров непосредственно зависят от фантазий и амбиций тех, кто предназначен безопасность этих самых фюреров обеспечивать — опять же, голый факт. Помните знаменитое «что охраняешь — то имеешь, а охраняешь президента…»?

Что информация есть оружие не менее страшное, чем танки и пушки, и несколько бумажек легко могут пересилить несколько армий — так в наш безжалостный информационный век это вообще аксиома.

Так, что очень, очень своевременная книга. Имеющий глаза, как говорится, да прочтёт. Здесь даже старомодность языка и манеры изложения вполне уместны — как неизбежные детали описываемой эпохи. А кому лень читать, может и фильм посмотреть. Впрочем, его и после прочтение посмотреть очень даже стоит.

Как я и говорил, здесь налицо редкий случай идеальной экранизации. Основные сюжетные моменты и идеи сохранены. Сам сюжет не следует книге в точности (это и невозможно, книга слишком объёмна, а фильм и так на четыре с лишним часа получился), но переделан в сценарий крайне грамотно.

Актёрский состав — не звёздный, но крепкий и добротный. (Исполнитель главной роли Анатолий Котенёв в одночасье стал известным, он очень много потом снимался, но превзойти успех «Фарватера» не смог…) Великолепная композиторская работа: если я и в наши дни иногда слышу главную тему, звучащую из мобильников — это о чём-то говорит, да?! Ну и сам фильм более-менее регулярно крутят по разным телевизионным каналам, это тоже говорит…

И это ведь, кстати, был абсолютно некоммерческий проект. Телевизионные фильмы в СССР по определению окупаться не могли — телевидение было государственным, рекламы на нём ноль! Выпуск фильмов и сериалов на носителях ещё не практиковался — до сколько-нибудь массового появления видеомагнитофонов оставалось несколько лет… да и когда они появились, телевизионщики с киношниками раскачались выпускать далеко не сразу. Так что фильм представляет собой и ещё один интерес: как образец жанра, в наши дни по определению совершенно невозможного.

Форматы и каноны меняются, а золотой фонд остаётся. И, что характерно, как-то не тускнеет.