Ехидное: Синдром писательской копирастии

Вот интересно: книжный рынок уверенно так показывает тенденцию к росту «бумажных» продаж, а маразм копирастии всё крепчает. В прошедшем 2016 году российские маразматики от юстиции поназаблокировали столько, что это уже становится даже не смешно. Раньше хоть как-то забавляло, теперь перестало.

Всё это мы уже проходили в советские времена. И ведь «держать, не пущать» тогда было много проще: никаких тебе интернетов, книги существовали исключительно в материальных воплощениях. Кончилось известно чем: не удержали, попустили, народ всё равно читал запрещённое, и в итоге Совок приказал долго жить. И ныне все эти копирасты не избежат той же судьбы, кто бы сомневался…

Интересны, однако, ихние мотивы. Здесь всё совсем-совсем поменялось. Если при Совке ставили целью именно держать и именно не пущать — а то не дай чёрт народ задумается, а то и ещё хуже, привыкнет думать! — то сейчас… А что, собственно, сейчас?

Нет, ну понятно, что во главе всего сейчас поставлено Его Величество Бабло. Но…

Вот что характерно: настоящие авторы — с приличной библиографией за плечами, с устоявшимся контингентом постоянных читателей, заслуженно не сомневающиеся в своём литературном мастерстве — копирастией как-то не страдают. То есть оды пиратам не поют (что логично: будешь петь, тебя ж ни одно издательство не возьмётся печатать, там не дураки сидят), но относятся к ним как минимум спокойно. В отличие от всяких литресов, либрусеков и прочих им подобных… гм… гомосеков, если не сказать чего покрепче.

А и то — с чего бы настоящему автору по этому поводу генерировать лучи поноса? Нормальный автор отдаёт себе отчёт: его стабильно читают и будут читать, пока он стабильно выдаёт интересные вещи. А если у него всё в порядке с мастерством и воображением, то чего ж не выдавать? Реально интересную вещь читатель всё равно ведь захочет иметь в бумаге на полке, вот и рынок подтверждает. Ну, прочтёт человек штук пять книжек писателя Имярек в электронке, убедится, что они хороши. Купит их себе в бумаге. И будет впредь покупать новинки Имярека сразу в бумаге, без предварительных прочтений, — ровно до тех пор, пока они оказываются хорошими, о чём см. выше. Из-за чего тут генерировать-то?

По некотором размышлении оказывается, что лучи поноса в адрес электронно-книжных пиратов генерируют лишь три категории авторов. Вот они.

Во-первых, серийные говнописатели. Массово штампующие со страшной скоростью многотомные опупеи с сиквелами, триквелами и педриквелами. Говно для даунов. Причём такое говно, что даже даун не будет перечитывать это по второму разу. Тут, действительно, прочитавший электронку к бумаге уже не притронется, это для автора потеря. Типичный представитель — Донцова. Сегодня даже полный даун, читающий такие вот опусы, легко прикинет, что грошовая е-бука на е-чернилах полностью отобьёт свою цену уже на восьмом-десятом прочитанном томике, и сделает соответствующий вывод.

Во-вторых, исписавшиеся. Когда до автора (возможно, в прошлом даже вполне годного) вдруг доходит, что отпущенные ему чернила вот-вот испишутся, а муза уже пакует чемодан и готова съехать — как такой автор отреагирует? Если он ничего не умеет делать руками, то запросто может начать истерить против пиратов: ну как же, теперь ему можно рассчитывать лишь на переиздания ранее написанного… а если старые книжки давно лежат во всех пиратских библиотеках электронно, то кому нужны будут переиздания? Ату их, ату! И… это, «ату» погромче так, пошумнее! Почаще мелькать в СМИ и на светских тусовках, побольше сраться на форумах и в блогосфере — глядишь, интерес чуточку подольше продержится. Тем более, что занять себя всё равно чем-то нужно, а писать уже и не получается. Типичный представитель — Лукьяненко.

В-третьих, пердуны-в-стакан. Средние ремесленнички, сумевшие добиться некоторой известности эпатажем, шок-контентом, выпендрёжем, ну вы поняли. («Скажи, а твой Ланселот уже полюбил Гвиневеру анально? — Да, на пятьдесят второй странице, а что?») Проблема в том, что добиться таким способом известности ещё можно, а вот удержать её сильно проблематично: пуканье в стакан читателю быстро надоедает. Чертовски быстро. Приходится привлекать к себе внимание и выпендриваться не только на книжных страницах, где все такие потуги уже примелькались и надоели… Типичный представитель — Пелевин.

В общем, я это к чему? Да к тому, что как только очередной написатель начинает плакаться на горькую судьбу и жаловаться на злых пиратов, из-за козней которых дети у него голодают, денег на хлеб насущный не хватает, и масло приходится намазывать прямо на колбасу, — это самый что ни на есть верный признак. Бросай-ка ты, дорогой читатель, читать книжки этого… ну, как его там… да какая, к чёрту, разница, имя тоже можешь забыть. Один хрен, больше он уж точно ничего стóящего не напишет.

А если ты его книжонки до сих пор не читал — вот и не читай. Не стоит оно того, точно тебе говорю.