В детской литературе есть такой канон: ребёнок (или подросток) хочет заниматься
Детлит эпохи СССР внёс в этот канон свои уродливые коррективы (например, главному герою обязательно надлежало «вливаться в коллектив» и «находить новых товарищей»), но речь сейчас не об этом. Нижеследующая история относится к 1992 году, когда и Советского Союза уже не было, но память о его временах была ещё весьма живой.
Писатель и сценарист Юрий Коротков взял и написал повесть «Виллисы» о выпускниках хореографического (читай — балетного) училища. Причём — со знанием дела написал, побывавши в нескольких таких училищах под видом корреспондента и обстоятельно всё изучивши.
Повесть, мягко говоря, рвала все каноны с шаблонами. Какая, к чёрту, детская мечта — главная героиня оказалась в училище лишь потому, что мать посчитала за счастье оставить её в чужом городе и не везти назад домой в быдлоалкогольное бытие, где новые детишки штампуются как на конвейере. Какое, к чёрту, вливание в колектив — из этого коллектива только сливаются!
Книгу в таком виде тогда даже публиковать не решились. Сделали повести радикальное обрезание и под другим названием тиснули в серии «Любимые книги девочек» (обложка в «шапке»). Но она даже после обрезания влезает в канон примерно так же, как волк в овечью шкуру. Полный вариант,
Но речь впереди даже не о книге, а о снятом по ней фильме. Очень необычный, надо сказать, фильм — похоже, съёмки его (тогда же, в 1992 году) были полной авантюрой. Судите сами. Снято на дряннейшую плёнку с преобладанием
При этом — а
Потому как год 1992, когда происходит действие — эпоха, мягко говоря, кошмарная. Безвременье. Представить себе его сложно. И описать его тоже — это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть». В этом смысле фильм — как документ: он в показанное время и снимался. Чего было, то и показано. Атмосфера.
Интересно ещё, что большинство смотревших этот фильм — и даже из числа живших в ту самую эпоху — не замечают его своеобразной мрачноватой ироничности.
Обратим внимание: безвременье лихих девяностых, и восемнадцатилетней девчонке, половину своей невеликой жизни отдавшей балету (чего ей это стоило — знает лишь она сама и её одноклассники!), все настойчиво долдонят, что она живёт в
А что, собственно, ей пытаются выдать за настоящий мир? «Любовь»
В конце она презрительно бросит им всем: «да это вы все призраки, а настоящая жизнь — тут у меня!» И ведь права будет, ах как права!
Брошенный ей ухажёр закончит свой факультет журналистики и будет до конца жизни пописывать статейки в жёлтые газетёнки — ибо совковый статус «
А она… её судьба в конце фильма читается как в открытой книге (а в книге так и прямым текстом прописана). Потанцует
Очень сильный фильм, хотя и немного тяжеловатый для просмотра.