Сказки: «Ищущий»

12 ноября 2016 (00:00:00)

Жил-был юноша, которому очень хотелось прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно стыдно за прожитые годы. Он не очень представлял себе это «потом», но ему всё равно очень хотелось. Ведь жизнь даётся человеку лишь один раз!

Юноша прочитал священные книги множества религий и понял, что все они в общем и целом говорят о праведной жизни одинаково: чтить предков, не лгать, не убивать, не прелюбодействовать, и так далее. Это было разумно, и он стремился вести именно такую жизнь. У него получалось — в общем и целом.

К сожалению, во всём остальном священные книги религий расходились. Они утверждали, что одних только этих правил поведения мало, нужно ещё обязательно поклоняться правильным богам и делать это правильным образом. И каждая религия либо называла правильным только своего бога, либо предписывала свой единственно правильный способ поклонения богу. Либо и то, и другое.

Юноша всё-таки нашёл между религиями ещё одно сходство. Все они утверждали, что лучше быть не обращённым ни в какую веру, чем обратиться в веру неправедную. Ибо милосердие божье хоть и безгранично, и неверующие ещё могут на него рассчитывать, но на заведомых демонопоклонников оно не распространяется. Он сделал из этого единственно верный вывод, и не стал обращаться ни в какую религию.

Он посвятил себя поиску Истины и Смысла. Читал различные книги, много думал над ними и писал собственные. Снискал на этом поприще определённую известность и заслужил уважительный титул Ищущего. К тому времени он, конечно, уже перестал быть юношей.

Ищущий прожил долгую жизнь, написал много книг, воспитал немало учеников, но в конце концов умер, как и положено всем людям.

Умер и… обнаружил, что не умер. Во всяком случае, он продолжал мыслить, а «мыслю — значит существую», это Ищущий прочитал в какой-то книге и находил весьма здравым.

С другой стороны, тела у него больше не было. И вообще ничего не было. Чему Ищущий немало удивился.

— Где я? — не то спросил, не то подумал он.

— Там, — пришёл ответ. — По другую сторону.

Ищущий осмотрелся… вернее, попробовал осмотреться. Правильнее было бы сказать, что он воспринял то, где оказался. И никого не обнаружил.

— А ты где? — задал он логичный вопрос.

— Тут. Везде. И нигде.

Ищущий начал подозревать.

— Ты — Бог?

— Не совсем. Я просто бог.

— Не понял. А какая разница? По-моему, я именно это и сказал.

— Ты сказал как бы с большой буквы. Как если бы обращался ко мне по имени или титулу. А бог — это просто профессия. Работа.

— А имя у тебя есть?

— Ты же не верил этим глупым жрецам при жизни. Нету. Зачем оно мне? Имя нужно, чтобы различать схожие индивидуальности, а меня и так ни с кем не спутаешь.

— Если ты такой один, то слово «бог» можно рассматривать как твоё имя. Впрочем, это неважно, главное, что ты существуешь.

— Этого я не говорил.

— То есть?!

— Наш разговор вполне может быть предсмертными галлюцинациями твоего умирающего мозга. Они, знаешь ли, могут продолжаться почти бесконечно по твоему субъективному ощущению. Так что моё существование остаётся вопросом твоей веры.

— Предпочитаю думать, что ты существуешь. Ты всемогущ?

— Мне доступно любое действие, которое способен назвать любой отдельно взятый носитель разума в любой отдельный момент времени применительно к материальному миру.

— Разве это не есть всемогущество?

— Если это всемогущество в твоём понимании — да, тогда я всемогущ.

— А ты всеведущ?

— Не так, как ты подразумеваешь. Я могу дать статистически достоверный ответ на любой вопрос.

— Что значит «статистически достоверный»?

— Ответ, который является верным с единичной вероятностью.

— Разве это не то же самое, что абсолютно верный ответ?

— Нет. Единичная вероятность не всегда реализуется. Если бы ты при жизни изучал математику, то знал бы это.

— Ты намекаешь, что я мог бы прожить жизнь лучшим образом, чем прожил?

— Ты сказал.

— Я искал истинное предназначение настоящей жизни и её смысл!

— Нашёл?

— Нет. Но приблизился и подвёл других ищущих чуть ближе к ответу.

— Они не найдут. И ты не мог найти.

— Почему? Или это недоступно человеку?

— Сытый не думает о еде именно потому, что она ему доступна. Зрячий не воспринимает своё зрение как благо. Дышащий даже не задумывается о воздухе вокруг себя.

— Ты имеешь в виду… смысл жизни в том, чтобы жить, не задумываясь о смысле?! Жить так, чтобы даже и мысли такой не возникало?!

— Ты сказал.

— Кажется, я понимаю, к чему ты клонишь. Я прожил жизнь не лучшим образом и не достиг даже той цели, которую поставил перед собой сам. Да и цель моя была миражом. Теперь я обречён на адские муки?

— Какие глупости. Ещё раз напоминаю: ты же не верил этим глупым жрецам при жизни. Вот уж в чём другом, а в этом ты был полностью прав.

— Тогда что со мной будет?

— Интересный вопрос. В нём весь ты. Скажи, если уж ты принял моё существование, то готов выполнить высказанную мной волю?

— Ну… да, конечно.

— Тогда вот тебе моя воля: будь счастлив.

— Это как?

— Как умеешь. У тебя есть способность и свобода мыслить. Есть знания, которые ты приобрёл при жизни. Воспользуйся всем этим, чтобы выполнить мою волю.

— Я чувствую себя в какой-то ловушке… — медленно проговорил Ищущий. — Моё существование здесь будет отражением моей жизни там? Если бы я был счастлив там, я и здесь был бы счастлив?! Счастлив вот просто так, без всяких раздумий?!

— Ты сказал.

— Это же хуже, чем адские муки! Разве твоё милосердие не бесконечно?

— В своём бесконечном милосердии, — вздохнул бог, — я даю каждому возможность доделать то, что он не успел при жизни. А равно и заниматься тем, что ему при жизни больше всего нравилось.

— Так избавь меня от подобного милосердия! Вот, я назвал действие — выполни его! Помнишь, ты говорил?!

— «…любое действие, которое способен назвать любой отдельно взятый носитель разума в любой отдельный момент времени применительно к материальному миру…» — напомнил бог и снова вздохнул. — Материальному миру…