Отмазка
Эта статья была написана в своё время на заказ и никак не была использована заказчиком. Поскольку с тех пор прошло довольно много времени, а с заказчиком меня не связывают никакие деловые или финансовые обязательства, я считаю себя вправе опубликовать её. Не пропадать же материалу.
Индустрия настольных игр нацелена в наши дни на очень обширный контингент потребителей, — и разработчики с издателями делают
Для казуальной игры характерны достаточно несложные и быстро объясняемые правила, в рамках которых не требуется блистать глубоким стратегическим мышлением. Продолжительность партии обычно не превышает
Противоположный полюс занимают хардкорные игры (слово «hardcore», видимо, уже даже не нуждается в переводе). Это сложные, «тяжеловесные» игры, созданные и изданные для глубоко увлечённых людей.
Партия в такую игру может длиться несколько часов (и нередки случаи ночных посиделок, когда начинают вечером, а заканчивают уже под утро). Правила могут быть очень объёмными и иметь множество нюансов, а игровые компоненты иногда таковы, что они способны разместиться далеко не на всяком столе. Это игры, поиграть в которые собираются специально (и, возможно, договариваются об этом очень заблаговременно, дабы лучше спланировать). Если сюжет игры имеет под собой
Сообщество «серьёзных» игроков породило ещё один специфический термин — филлер (от английского «to fill» — «заполнять»). Под филлером подразумевается обязательно быстрая (не более
Совершенно особой аудиторией являются люди, собравшиеся на неигровую вечеринку. По понятным причинам им хочется развлекаться, но едва ли хочется при этом развлечении серьёзно задумываться и пассивно ждать результатов чужих раздумий — не говоря уже о том, что для обычных настольных игр их просто слишком много. Эта ситуация породила отдельный жанр, который так и называется — игры для вечеринок или компанейские игры, или патигеймы (от английского «partygame»). Иногда их не относят к числу настольных, но эта точка зрения является скорее экстремистской: всё-таки обычно патигеймы используют карточки, жетоны, кубики и другие подобные компоненты, вполне характерные для настолок.
Игры для вечеринок изначально ориентированы на большое число участников, часто предполагая их разбиение на команды. Игровой процесс обычно основан не на принятии решений, а на эксплуатации социальных навыков участников: креатив, коммуникации, ассоциативное мышление, творческая интерпретация и т.п. Наверное, практически все видели нечто подобное по телевидению в играх типа «Пойми меня».
Характерной особенностью патигеймов является то, что они в принципе не дают скучать: действия активного игрока или команды развлекают всех остальных — а выполнив эти действия, участники переходят в разряд зрителей и сами развлекаются до следующего наступления своей очереди. Как следствие, победа даже не воспринимается как
Достаточно неопределённую позицию занимают семейные игры: у каждого разработчика и издателя есть свои собственные представления о том, что лучше подходит для совместного развлечения родителей и детей. Это могут быть игры с обучающими или творческими элементами, игры с пониженной конфликтностью, игры с противостоянием одного персонажа (родитель) нескольким (дети) и т.п.
Говоря об ориентированности на аудиторию, нельзя не упомянуть ещё одну важную классификацию игр — на ординарные (т.е. «обычные») и коллекционные.
Чтобы лучше понять её, достаточно представить себе продающуюся в магазине коробку с игрой. В большинстве случаев она содержит всё необходимое: перед началом партии компоненты раскладываются, каждый получает в своё распоряжение то, что ему полагается по правилам, и игра начинается. Это как раз ординарный вариант.
Коллекционные игры не таковы. Они подразумевают, что игроки изначально находятся в разных условиях и каждый играет своими собственными компонентами, которые он должен самостоятельно приобрести, подготовить к игре и принести с собой. Такой подход позволяет удовлетворить двум распространённым человеческим страстям: коллекционированию и стремлению к индивидуальности.
Выпускаемые издателями компоненты таких игр разнообразны и всегда хорошо оформляются — собирать их и владеть ими приятно. Кроме того, разнообразие позволяет выбирать из них определённые подмножества, реализующие различные стили игры, и проверять свои предпочтения в схватках с приверженцами других стилей.
Объектами коллекционных игр обычно являются карты (есть специальная аббревиатура ККИ — коллекционная карточная игра), специальные кубики и миниатюры. В последнем случае подготовка к игре может включать в себя сборку и/или покраску фигурок, причём некачественно выполненная работа иногда оказывается поводом для отказа играть с её исполнителем! А самой известной ККИ является «Magic the Gathering», в которой игроки выступают в роли могущественных магов, карты же символизируют доступные им заклинания.
Очень важно понимать, что если частью образа жизни игрока является коллекционирование, то оно неизбежно связано с регулярными денежными затратами и меновой торговлей с другими игроками. Часто зарубежные издатели ставят на такие игры рейтинг «от 12/13 лет»: там считается, что с этого возраста подросток уже в состоянии зарабатывать карманные деньги и адекватно их тратить. Общение и меновая торговля в среде
Также стоит иметь в виду особенность российского рынка настольных игр: бывает, что продавцы
Коль скоро в последнем абзаце были упомянуты карточные игры, затронем ещё одну немаловажную, но неочевидную тему. Иногда это слово употребляется для противопоставления: есть карточная игра, и есть настольная. Слово «настольная» здесь подразумевается в узком смысле и означает игру, действие которой происходит на поле. Это игровое поле может быть статичным или меняться по ходу партии (иногда выкладываясь «с нуля»), — но оно присутствует. Именно на него выкладываются и по нему передвигаются всевозможные фишки, жетоны и указатели, описывающие текущее состояние игрового мира. В карточных же играх игровой мир моделируется картами и их сочетаниями — на них, правда, тоже могут лежать жетоны и счётчики, но поля как такового нет.
Об этом различии нужно знать, так как бывает, что за одним и тем же названием скрываются принципиально разные игры. Так, существуют настольная и карточная версии «Игры престолов» Джорджа Мартина, и при покупке нужно обязательно уточнять. Знаменитая игра «Колонизаторы» Клауса Тойбера существует в целых трёх вариантах: настольной, карточной и «на кубиках». С другой стороны, когда создавалась карточная версия не менее знаменитой настольной «
Затратность коллекционных игр породила жанры и механики, пытающиеся
Другой альтернативой оказался жанр колодостроения, достаточно популярный в последние годы. Основную его идею можно выразить следующим образом: каждый игрок располагает собственной колодой карт, изначально простой и слабой, а по ходу партии должен развивать её и доказывать её силу против колод других игроков, которые делают то же самое. Весь набор карт, доступных для развития колод, входит в комплект игры, и по окончанию партии возвращается в коробку. Таким образом, каждый имеет возможность практиковать собственный стиль игры, заплатив лишь
Существуют достаточно интересные попытки перенести колодостроение с карт на кубики. Так, например, локализованная в России игра «Quarriors!» использует ту же самую идею, но в ней нужно развивать не колоду, а набор специальных игровых кубиков. Их использование вносит в игру элемент случайности, умение управлять которой составляет часть искусства.
Остановимся на ординарных играх более подробно, так как именно они наиболее распространены и популярны у покупателей. Здесь можно проводить много разных классификаций по разным критериям.
Самым известным жанром, видимо, являются игры абстрактные, с которыми заведомо сталкивался каждый — это шахматы, шашки, нарды и т.п. В них сюжет и метафора либо отсутствуют, либо давно и прочно успели забыться. (Так, шахматы были моделью сражения двух армий, а нарды изображали соперничество царей в управлении подданными, но многие ли это помнят?) Очень непросто создать подобную игру интересной и увлекательной, но такие мастера встречаются, и их творения продаются. Наиболее известен бельгийский игродел Крис Бурм и его серия из шести абстрактных стратегических игр под общим названием «проект GIPF» (
Если же говорить об играх с сюжетом, то здесь можно выделить два очень больших направления, известных как еврогейм и америтрэш.
Как следует непосредственно из названия, еврогейм — это игры европейской (читай: немецкой) школы. Если попробовать максимально точно описать данный жанр двумя словами, то хорошо подойдут слова «кризисный менеджмент».
В евроиграх приходится управлять
Как следствие, игры этой школы сложны, требуют многоходовых расчётов, и в них очень высока цена
Последняя фраза означает, что чаще всего игроки лишены возможности влиять друг на друга непосредственно: нельзя, скажем, нанести сопернику явный урон — зато можно (и нужно!) ставить его в ситуацию, когда он вынужден будет поступать не лучшим для себя образом, отдавать инициативу, выбирать между несколькими заведомо плохими вариантами, или
Чтобы проиллюстрировать сказанное, можно привести следующий пример: про классическую евроигру «Энергосеть» в настольном мире часто шутят (и небезосновательно!), что всем она хороша, вот только комплектация недостаточна: туда неплохо было бы включать калькуляторы. По одному на игрока.
Интересно, что издатели евроигр нередко делают их оформление подчёркнуто неброским и лаконичным — из тех соображений, что оно не должно отвлекать от процесса. Такова, например, упомянутая игра «
Сюжет в евроиграх хотя и присутствует, но… как бы поточнее выразиться… достаточно схематичен. Он может быть без проблем переделан на
И трудно объяснить почему, но среди евроигр очень много таких, которые носят географические названия: «Каркассон», «
Как опять же следует из названия, америтрэш — это игры американской школы, и пусть вас не смущает присутствующий здесь корень «трэш» (хлам, мусор, отстой) — такое название жанру дали представители школы еврогейма, являющегося его противоположностью. Снова попробуем описать в двух словах? Это будут слова «атмосферное приключение». Атмосферность и «душевность» здесь ставится на первое место и тщательно прорабатывается.
Чтобы было понятнее, можно привести такой пример. Классические русские или английские шашки с их непростой теорией игры можно мыслить себе как еврогейм, — тогда всем известная игра теми же шашками на той же доске в «Чапаева» будет достаточно близкой аналогией америтрэшу. (Кстати, существует аналогичная «щелчковая» настольная игра, которая так и называется — «Настолье»)
Сюжет есть, и он первичен. Его стараются тщательно проработать правилами — с тем, чтобы игроки смогли получше прочувствовать всё происходящее с их персонажами — и может быть, даже этих персонажей отыгрывать. Ибо здесь практически всегда присутствует психологическая ассоциация между игроком и представляемым им персонажем, наделённым той или иной индивидуальностью. Иногда это приводит к гиперреализму: так, в игре «Dungeonquest» игроки отправляются в пещеру за сокровищами дракона… и вполне вероятно, что уже в двух шагах от входа
Упоминание про глумление сделано не просто так: америтрэш, как правило, конфликтен в значительно большей степени по сравнению с евроиграми. Прямой урон и явные пакости другим игрокам — самое обычное для этого жанра явление. А в некоторых играх (знаменитая серия «Манчкин» от Стива Джексона) — можно сказать, вообще святое дело!
Как следствие, америтрэш предполагает несколько бóльшую социальную адекватность игроков. Под этим подразумевается способность чётко отделять игровую реальность от окружающей — и не переносить игровые отношения в настоящую жизнь, а равно и наоборот! Поверьте, это может быть достаточно серьёзной проблемой, так что будьте к ней готовы… вас предупредили.
Ещё характерная черта америтрэша — спокойное отношение разработчиков игр к фактору случайности — как говорят настольщики, к рандому. Его, в принципе, может и не быть, но он вполне может и быть… и быть весьма значительным. Есть даже расхожее выражение про «ведро кубиков», и в отдельных случаях его даже нельзя назвать преувеличением. И есть игры, о которых иронично отзываются как о «празднике кубикометания», что тоже может быть недалеко от истины…
Наш рассказ о классификации и жанрах настольных игр был бы неполон без упоминания ещё двух терминов: варгейм и кооператив. Упомянем и о них.
Варгейм, или военная игра, — это, выражаясь теми же двумя словами, «игра в солдатики», но здесь требуется пояснение.
Каждый игрок здесь предстаёт полководцем своей армии — разных масштабов, разных времён и народов, а то и вовсе из вымышленного мира. И здесь возможно огромное множество вариантов!
В простейших случаях правила военной игры могут быть довольно незамысловатыми, и тогда речь пойдёт действительно об игре в солдатики, лишь несколько более продвинутой по сравнению с совсем уж детскими забавами. Такова, например известная игра Ричарда Борга «Воспоминания о
На другом полюсе находятся сложные игры, в которых учитывается превеликое множество факторов — от погоды до морали войск! — и которые могут очень даже близко подходить к
Информация к размышлению
После Второй мировой войны
кто-то из японских адмираловполушутя-полусерь ёзно упомянул, что при штабном розыгрыше на картах битвы за Мидуэй кубики (да-да, они использовались!) выпали совершенно невообразимой комбинацией, означающей одновременную гибель трёх японских авианосцев от сверхудачных попаданий. После короткого совещания было решено этот результат игнорировать и кубики перебросить, но… В реальном бою именно так и случилось: практически одновременно были потеряны авианосцы «Акаги», «Кага» и «Сорю». Трудно сказать, насколько правдив рассказ адмирала, но этот ключевой момент битвы за Мидуэй действительно оказался совершенно непредсказуемым и невообразимым.
Аудитория исторических варгеймов довольно специфична, и это совершенно точно игры не для новичков — прежде чем окунаться в эту атмосферу, определённо стоит поиграть с другими людьми в их собственные экземпляры. Варгеймы на вымышленную тематику несколько более демократичны, и нередко выпускаются в коллекционном формате: отдельные боевые единицы представлены миниатюрами, которые нужно покупать, собирать и раскрашивать. Таким образом, каждый собирает собственную армию, которую затем выставляет на поле боя. Начинающим игрокам могут предлагаться
Из всего сказанного вытекают три важных вывода, которые потенциальным варгеймерам следует иметь в виду. Во-первых, это чаще всего (почти всегда!) игры для двух человек, реально увлечённых тематикой. Во-вторых, это обычно несимметричные игры, в которых стороны находятся в разных начальных условиях. Причём иногда в них приходится «воевать» против собственной страны, в которой родился и вырос, что для некоторых оказывается психологическим барьером!
В любом случае, нужно иметь в виду, что серьёзные варгеймеры считаются «не от мира сего» даже в эксцентричной среде настольщиков, и найти себе партнёра может быть не
И наконец, кооперативные игры. В них игрокам приходится действовать не по принципу «каждый сам за себя», а решать игровые задачи во взаимодействии друг с другом. Именно это взаимодействие является ключевым моментом жанра, допуская интереснейшие варианты.
Что именно должны сделать игроки? Может быть, совершить нечто вопреки механике игры, мешающей им в действиях? Таковы, например, «Запретный остров» и «Запретная пустыня», в которых группа искателей приключений пытается заполучить артефакты забытых цивилизаций и не погибнуть в ловушках, тщательно их охраняющих. Обратите внимание — им противостоит сама игра. Ловушки расставлены
Или, возможно, требуется сообща победить злобного Тёмного Властелина, при этом прославившись и обогатившись? Такова игра «Descent: Странствия во тьме». Один из игроков повелевает Мрачными Подземельями и таящимися в них монстрами, а другие сообща противостоят ему. Понятно, что
Или, что совсем интересно, в дружной команде есть предатели?! Вроде бы все делают общее дело, но
В целом кооперативные игры будут наиболее интересны любителям психологических изысков, так как здесь можно найти всё что угодно. От бесхитростного «мы команда!» до цветущей паранойи и тончайших интриг, коварство которых открывается лишь в самый последний момент.
Для новичков кооператив хорош тем, что позволяет легко вливаться в компании опытных игроков — здесь нечего бояться сглупить и испортить партию: в случае чего естественным образом подскажут и посоветуют, ведь совместная деятельность подразумевает выработку общих решений.
Есть, правда, у этого и обратная сторона — так называемый синдром лидера. Нерешительный человек, сев за «кооперативку», вполне может превратиться в придаток к игровым компонентам, действуя по чужим указаниям и крайне редко проявляя
Итак, чего вы ждёте от настольных игр? Если весёлого развлечения, то патигеймы — это для вас. Просто поиграть без особых изысков? Смотрите в сторону филлеров или
Описанная классификация, конечно, схематична, и ни в коем случае не претендует на абсолютную исчерпывающую полноту. Но общее представление вполне даёт, а если вам хочется
Просто потому, что их сейчас выпускается очень много буквально на все вкусы. В том числе и на ваш. Можете не сомневаться.