Фильмы: «Олимпия» (Лени Рифеншталь)

o/olimpiya1.jpg o/olimpiya2.jpg
28 января 2017 (00:00:00)

Сказавши про «Триумф воли» Лени Рифеншталь, следует по справедливости сказать и о другом её шедевре — «Олимпии». Это уж точно шедевр, без всяких поправок на идеологию.

Тем более, что его и смотреть намного интереснее. Действительно: «тысячелетний рейх» развалился, не просуществовав и двадцати лет, а спорт никуда не делся — и в наши дни существует, и ещё просуществует долго, можно даже не сомневаться. А «Олимпия» — это фильм о спорте. Точнее, художественно-документальная хроника берлинской Олимпиады 1936 года.

Обратим внимание на два момента. Во-первых, на слово «художественно-…». Оно употреблено вовсе даже не зря, ибо достаточно посмотреть на то, как в фильме показаны некоторые виды спорта — фехтование, скажем, или велосипед, — и вы всё поймёте. Это чистой воды художество, репортажи так никто не снимает. Хотя, при этом… если посмотреть, скажем, прыжки в воду, то обнаружится интересное. Это именно Рифеншталь придумала монтаж съёмок прыжка, который ныне считается у телевизионщиков каноническим — только сейчас режиссёр трансляции просто отмечает на хронометраже нужные точки и остальное делает программа, комбинируя куски с разных камер, — а тогда-то всё приходилось ручками! Ножницами и склейкой.

И тут мы подошли ко второму моменту: год выпуска фильма. А это 1938 — через два года после самóй Олимпиады. И вот именно потому что ручками! А там материала отсняли столько, что на один только простой просмотр всех плёнок со всех камер ушло несколько месяцев! Ну а чего ж — фильм финансировался тоталитарным режимом, для которого вбухивание колоссальных денег в «важнейшее из искусств» чем-то особенным не являлось. И результат закономерно впечатлил, если не сказать ошеломил…

То, что Олимпиада-1936 проходила именно при тоталитарном режиме, там очень хорошо заметно. Уже, например, по тому, на каком высочайшем уровне всё было организовано — такое только при тотальной муштре и железной дисциплине возможно. Посмотрите, например, как там был организован марафонский забег! Каждого спортсмена персонально опекал специально приставленный к нему немецкий солдат. С тёплым одеялом, термосом питья, аптечкой, чем-то там ещё… После финиша каждый марафонец моментально укутывался, поился-подкреплялся… и если от усталости шатался, то буквально на руках относился в расположение своей команды. Ну и при внимательном просмотре там подобного ещё немало можно увидеть. На московской Олимпиаде-1980 примерно так же было.

Но сказать-то я хотел не столько об этом, сколько о чисто спортивной документальности. Как-никак, подлинная хроника эпохи!

Нет, ежу понятно, что спорт в 1930-е годы сильно отличался от нынешнего. Очень сильно. Не мог не отличаться просто. Но некоторые отличия реально удивляют. Посмотрите, и сами увидите — наверняка что-нибудь поучительное углядите. Я же расскажу о том, что больше всего заинтересовало лично меня.

А заинтересовало меня «современное пятиборье». То бишь комбинация пяти видов спорта: верховая езда, бег, плавание, стрельба из пистолета, фехтование. Знаете, кстати, откуда оно взялось и почему так называется?

Дело в том, что оно зародилось в начале ХХ века как офицерский спорт. Это как раз те навыки, которыми в идеале должен был владеть тогдашний армейский офицер. Хорошо ездить верхом, бегать и плавать, а также уметь обращаться с личным оружием — как холодным, так и огнестрельным.

Так вот, в 1930-ые годы это действительно было спортом офицеров, а не той задротской фигнёй, что сейчас!

Стреляли, например, из штатных армейских пистолетов. Там оружие показано крупным планом, и прекрасно видно, что это самые обычные стволы разных стран. Что у кого в родной стране стояло на вооружении — тот с тем и приезжал, и из этого стрелял. То есть, конечно, наверняка с теми стволами поработали хорошие мастера-оружейники, но всё-таки — массовое оружие. Совсем не те стволы, которые употребляются на это в наши дни. С которых сдувают каждую пылинку, смазывают нанотехнологичными смазками, рукоятки до микронов подтачивают под конкретные ладошки, баланс выверяют на компьютерных стендах… ну вы поняли.

И верхом ездили нормально — именно так, как офицерам пришлось бы в реальных условиях. По настоящей пересечённой местности с её естественными складками и препятствиями. Вылетевший из седла натурально летел мордой в грязь, а то и в камень. Да, там наготове стояли солдатики, в случае чего готовые оказать первую помощь и на руках отнести к врачам (см. выше) — и иногда это приходилось делать, но никто ту грязь и камни не убирал. Не то, что сейчас, когда «соревнуются» на газоне с мягкой искусственной травкой, а «препятствия» делают из картонных трубочек и коробочек — не дай же чёрт, кто-нибудь там ещё ушибётся…

В общем, вы поняли идею. Посмотрите-посмотрите, это очень красиво, интересно и познавательно. Осталось только сказать, что и за этот фильм режиссёрше настойчиво пытались навесить обвинения в «нацистской пропаганде». Вот за что, казалось бы? Там среди победителей честно показаны и негры-американцы, и неистово презираемые нацистами поляки, и много кто ещё…

А вы не поверите. Рифеншталь обвиняли в том, что… движения некоторых спортсменов там сняты с изменённой скоростью, дабы на экране они выглядели дёргано и карикатурно! Дескать, это такая тонкая кинематографическая насмешка над неугодными нациями.

Ну бред же. Допустим, есть там в фильме несколько таких «дёрганых» моментов, но по мне, так они объясняются много проще и логичнее. Вы сами-то попробуйте крутить ручку кинокамеры несколько часов в сутки — а я посмотрю, как вы там ближе к концу съёмок будете правильную скорость выдерживать! Крутили-то тогда именно что руками, и скорость тоже руками задавали при кручении…

В общем, очень, очень поучительно. Крайне рекомендую.