Как известно, там хорошо, где нас нет. То есть где-то обязательно должна быть страна, в которой хорошо. В которой сбываются мечты. И дело за малым — попасть в эту страну. Отдельный вопрос — как? (Когда-то можно было верить, что такое место есть, просто ещё не открыто и на глобусе не обозначено. В наши дни понятно, что скорее всего, нельзя обойтись без магии или очень продвинутой технологии.) Отдельный вопрос — можно ли будет при желании или необходимости оттуда вернуться? Отдельный вопрос — кем окажется в Стране Мечты попавший туда герой, попаданцем или мессией?
Важно, чтобы оказаться там можно было прижизненно и в реальности. Попадание в Страну Мечты после смерти — это рай, а неотличимая от реальности иллюзия или сон — это Матрица. Также нас не интересует случай, когда Страна Мечты придумывается героем или героями — это Швамбрания или Терабития.
Данный троп чаще всего эксплуатируется следующими способами:
- Герой не может (или сильно затрудняется) сделать выбор между реальностью и Страной.
- Герой неожиданно попадает в Страну чужой Мечты.
- Герой попадает в Страну, и ему там оказывается невыносимо скучно: всё есть, не к чему стремиться.
- Герой попадает в Страну и то, о чём он мечтал, действительно сбывается. Однако наряду с этим обнаруживается множество побочных эффектов, о которых он помечтать не удосужился, и они оказываются для героя сюрпризом.
- Герой попадает в Страну, где его мечты могут сбыться. Но чтобы это произошло, ему нужно будет ещё серьёзно потрудиться — вплоть до того, что Страну придётся спасать.
- Герой попадает в Страну, где его мечты начинают сбываться. Но там сбываются мечты и других героев, из-за чего возникает конфликт.
- Герой пытается жить в реальности и в Стране Мечты одновременно, из-за чего у него возникают сложности и проблемы.
- Герой пытается своими руками построить свою Страну Мечты в реальности.
Довольно часто встречается «псевдо-вариант»: герой попадает в страну, которая по многим признакам выглядит как Страна Мечты, но со временем убеждается, что это совсем не так. Опыт попаданства может сопровождаться весьма жестоким разочарованием, а то и чем хуже. Владислава Крапивина и его «Дети синего фламинго» все помним.
Что же интересного по этой теме можно встретить в литературе?
Если смотреть исторически, то многочисленные утопические романы являются именно описаниями того, как их авторы видели Страну Мечты. Сюжета в них, как правило, не наблюдалось, а вся суть сводилась к тому, что некий путешественник рассказывал собутыльникам, что побывал он в такой-то стране, и уж так у них там всё хорошо! Как вариант, местные жители рассказывали заезжему путешественнику об устройстве своей страны — в любом случае, читателю предлагались длиннющие описания. Этот жанр был гениально выстебан Стругацкими («Понедельник начинается в субботу»), которым хватило одного-единственного абзаца:
Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов.
Также троп во все времена широко употреблялся (и ныне употребляется) в детской литературе — чаще всего с целью показать детишкам, что ничем не ограниченные возможности довольно унылы, прав не бывает без обязанностей и т.п. Наиболее известным примером для русскоязычного читателя является, пожалуй, «В стране вечных каникул» Анатолия Алексина. Если же брать иноязычные книги, то чуть дальше других зашли Джеймс Барри и Михаэль Энде, показавшие Страну Мечты для детей, но отнюдь не по-детски.
Вот многократно экранизированная сказка Барри «Питер Пэн и Венди» — в ней дети могут попасть на Остров Никогда, где жизнь полна приключений и не нужно будет взрослеть (как следствие, и заниматься скучными взрослыми делами). Чем не Страна Мечты? Вот только убивают в этих приключениях по-настоящему, погибнуть проще простого, и уже буквально на следующий день о тебе никто не вспомнит.
А вот «Бесконечная история» Энде — мальчик Бастиан попадает в чудесную страну Фантазию, спасает её, становится героем, получает исполняющий желания медальон… Правда, платой за исполнение желаний является потеря воспоминаний о реальном мире. Мечты доводят Бастиана до того, что он превращается в тирана, его лучший друг поднимает против него мятеж, а что касается бывших спасителей Фантазии — там таких пруд пруди, целый город ими населён, и все они представляют собой крайне жалкое зрелище. Получив в конце книги шанс вернуться в реальность, Бастиан тут же его теряет из-за развесёлых существ, которых сам и намечтал. В итоге вернуться ему удалось буквально чудом, с помощью друзей.
Можно ещё вспомнить сказку Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!», хотя это всё же довольно мягкий вариант по сравнению с двумя предыдущими. Главный герой оказался в Стране Желанной, нашёл там своего настоящего отца-короля, обрёл друга… только во-он там высится зáмок злого рыцаря Като. С которым как бы надо что-то делать…
Но вернёмся к книгам для взрослых. Что произошло с тропом после того, как упомянутые выше утопические измышлизмы всем остохренели? Не скажу за иностранную литературу, а вот в СССР Страна Мечты ушла главным образом в сатиру. И выполняла в ней примерно ту же функцию, что в литературе детской, высмеивая всяких тунеядцев и придурков не от мира сего (читай — социально-далёких).
Некоторое возрождение случилось во второй половине 1990-х, и связано оно с творчеством Лукьяненко. Не торопитесь плеваться, тогда он ещё не успел проклопать свой талант и превратиться из действительно интересного писателя в истеричного православнутого копираста.
Лукьяненко-тогдашний любил этот троп. Достаточно взять его цикл «Линия Грёз» — технология, название которой вынесено в название, представляла собой «вариатор реальностей», способный переместить любого человека в реальность, наиболее точно отвечающую его подсознательным желаниям. Очень быстро обнаружилось, что основными потребителями технологии являются хронические неудачники и извращенцы.
Можно вспомнить и его же «Звёздную Тень» — при прохождении Врат разумное существо попадало в мир, отвечающий его желаниям и мечтам на момент прохождения. Пройдя Вратами хотя бы однажды, существо уже не может умереть: вместо смерти происходит лишь новый переход.
Но век двадцатый закончился, на календаре сменились аж две первые циферки разом, начался век двадцать первый — и что? А ничего. Плохо всё.
Буйно расцвели подтирочные произведения про попаданцев. Авторы которых вовсю эксплуатируют троп — попаданец в прошлое СССР (как правило, в конец 1930-х годов) с большой вероятностью будет превращать Советский Союз в Страну Мечты и наверняка в этом преуспеет. Перечислять такие книжки бесполезно и бессмысленно, буквально тысячи их, и ни одна не заслуживает отдельного упоминания.
Но раз уж мы упомянули фантастику… Есть ведь ещё и такой пограничный жанр, как литература подростковая, и этот жанр за последние лет пятнадцать действительно расцвёл — без всякой иронии.
Здесь нужно вернуться в год 1991 — именно в этот год Александр Бачило в соавторстве с Игорем Ткаченко впервые в русскоязычной подростковой фантастике (хотя тогда оная находилась в крайне зачаточном состоянии) разработали тему попаданчества в Страну Мечты в очень нетривильном на тот момент ключе:
Кто, собственно, сказал тебе, что Страна Мечты должна быть страной только твоей мечты?!
Это была повесть «Пленники Чёрного метеорита». Не шибко хорошо известная (на год выхода посмотрите, не до книжек было тогда), но очень даже годная — она и сейчас, больше четверти века спустя, остаётся весьма годной.
Несколько подростков попадают в эту самую Страну Мечты — и в соответствии со своими мечтами один становится там рыцарем, другой финансовым воротилой, третий делает офицерскую карьеру в регулярной армии. И девчонки — одна, естественно, звезда экрана, другая начальница… А потом все эти мечты ка-ак начинают взаимодействовать между собой!
Получилось из серии «хорошо, но мало» — впрочем, если бы получилось «много», то в те лихие годы никто бы просто не издал.
А вот пятнадцать лет спустя, в 2006, идея эта получила абсолютно блестящее раскрытие у Эдуарда Веркина в его эпике, который так и называется — «Хроника Страны Мечты». Автор подверг троп деконструкции и деконструировал буквально всё, да вот сами смотрите:
- Никто из мечтателей никогда не задумывался о банальных вещах вроде того, откуда в Стране Мечты берётся еда. В результате её там просто приходится отбирать у затюканного местного населения. Которое, кроме как производить еду и прислуживать мечтателям, ни для чего больше и не нужно.
- Куча народу мечтает о совершенно разных вещах, как следствие — неизбежная постоянная грызня и борьба за власть. «А ты что думаешь, если это Страна Мечты, то тут никого не жрут, что ли? Жрут. И ещё больше, чем там, жрут. С аппетитом! Но это мелочи.»
- Как в Стране Мечты есть мечтатели, желающие захватить власть над реальным миром, так в реальном мире есть воротилы, жаждущие власти над Страной Мечты; отсюда межмировой конфликт. Вот это уже реально ново и интересно.
- Про то, чем чревато предать свою месту, даже и говорить не стоит.
- И даже тема того, что переизбыток мечтаний о Стране делает с самим автором, вполне отражена.
На данный момент цикл состоит из пяти книг, и как раз сейчас, в середине 2018, очередной раз переиздаётся. Собственно, этот факт и есть причина того, что я упомянул его в завершение — тем более, имеются некоторые признаки того, что шестой том не за горами. Впрочем, пока только на уровне слухов.
Однако в любом случае, весьма рекомендую.